9 апреля 2022 года в Алматинском университете энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева завершился Международный конкурс Kazakhstan Smart Space, в ходе которого был раскрыт серьезный потенциал Института телекоммуникаций и космической инженерии в интеграции детского и юношеского космического образования в Казахстане. Ключевой точкой в понимании этого являлось проведение круглого стола «Дети и космос», где были представлены некоторые кейсы, а именно: 1) UniSat (UNICEF), 2) Инженеры будущего (Россия); 3) Дежурный по планете (Россия) 4) Школьный космический телескоп (Россия); 5) Спутник моей школы (Россия).
В конце Международного конкурса Kazakhstan Smart Space стало ясно, что возможно грамотно развивать детское и юношеское космическое образование в Казахстане, если массово обучать школьников и студентов проектированию, сборке и запуску дешевых наноспутников, а также научить их анализировать полученные данные с этих аппаратов. Следующей ступенью развития является внедрение курсов по изучению коллективного искусственного интеллекта, чтобы ребята смогли создавать небольшие группы наноспутников, которые бы умели самоорганизоваться и сообща решать сложные задачи в космосе. Такая перспективная траектория развития в детском и юношеском космическом образовании более чем реалистична в ближайшем будущем. Только в АУЭС имени Гумарбека Даукеева имеется просто широчайший диапазон возможностей для этого.
Космическая экосистема Казахстана
На круглом столе были озвучены важные задачи в сфере мирного освоения космоса Казахстаном. “Наша страна планирует войти в пусковой бизнес на Байконуре, а также полностью раскрыть туристический потенциал космодрома”, - сказал менеджер исследовательского проекта «Перспективы использования космодрома Байконур» Мубарак Жандос. Кроме этого, он в своем докладе отметил, что из 18 пусковых установок осталось только 3. Такая деградация связана не только с усилением конкуренции со стороны США, Европы и Китая, но также говорит о коренных изменениях в космической политике России. Поэтому у Казахстана есть возможность войти в число ведущих космических держав. Так, заместитель председателя Аэрокосмического комитета Алан Казкенов в своем докладе обозначил основные направления в развитии отечественной космической отрасли. “Это научно-исследовательские работы, проектирование, испытания, запуски и предоставление продуктов и услуг. Сегодня у нас работают 7 предприятий отрасли, они расположены на Байконуре, также в Нур-Султане и Алматы. Сейчас мы задумались о создании SpaceTech, на базе которого вузы, научно-исследовательские центры, предприятия, профессиональные и общественные организации могли бы быть объединены в единую экосистему”, - сказал он.
Коллективный разум наноспутников
Некоторые российские докладчики акцентировали внимание на космическую науку и практическую сторону отрасли.
- Сегодня мир пытается перейти к группировкам наноспутников, которые будут выполнять задачи дистанционного зондирования Земли и обеспечивать связь, - сказал доцент кафедры прикладной механики МФТИ Иван Завьялов. - Для этого нужны программные комплексы, которые будут моделировать их поведение и алгоритмы управления. Наноспутники интересны бизнесу и вузам, так как у них низкая стоимость и высокая оперативная скорость развертывания на орбите.
Основатель и председатель совета директоров Группы компаний «Генезис знаний» Петр Скобелев в своем докладе уделил внимание искусственному интеллекту. “Наша компания занимается созданием и внедрением нового класса искусственного интеллекта - эмерджентный (коллективный) интеллект. Есть теория, что муравьи, термиты, пчелы и осы представляют из себя «нейроны» коллективного разума. Отдельный муравей - примитивен, но действуя сообща - муравьи решают сложные задачи. И это новое направление в искусственном интеллекте имеет огромный потенциал для отрасли”, - сказал он.
Эти два доклада говорят о том, что космическая отрасль переходит на новый уровень. Ведь именно задача по созданию группировок наноспутников упирается в целый блок вопросов, который непосредственно касается эмерджентного интеллекта.
Детское и юношеское космическое образование
Координатор по инновациям в UNICEF Раушан Ибрашева и научный руководитель всероссийского открытого проекта по запуску школьного спутника «Школьный космический телескоп» Сергей Неделько поделились реальным опытом по развитию детского и юношеского космического образования. Так, Раушан Ибрашева отметила, что центрально-азиатская программа UniSat способствовала раскрытию интеллектуального потенциала 2000 девочек и молодых женщин в области проектирования, сборки и запуска наноспутников. “Когда они видят конечный результат, то это их очень вдохновляет. Наши девочки собрали, протестировали и запустили 5 наноспутников в стратосферу. Эти аппараты собирают данные, которые помогают в научно-исследовательской работе”, - сказала она.
Сергей Неделько выступил с докладом “Как организовать космический кружок”, в котором рассказал о том, как он развивал детское космическое образование в городе Славянск-на-Кубани. “Мы начинали с проекта “Спутник нашей школы”. Это был очень интересный проект для ребят, вместе с которым мы собрали систему телеметрии и изготовили из подручных средств антенны для приема сигналов со спутников. Затем мы анализировали полученные данные и определяли координаты незаконных мусорных свалок и полигонов. Такой опыт доступен для внедрения в каждой школе”, - сказал он.
Определились победители
После круглого стола состоялась церемония награждения команд участников Международного конкурса Kazakhstan Smart Space. “В последние годы я заметил, что молодежь теряет интерес к космосу, и всякого рода события создают негативное отношение к отрасли. Наш конкурс является позитивным шагом, и есть надежда, что конкурс вдохновит многих на великие свершения в деле мирного освоения космоса. И отдельно хотелось бы обратиться к ребятам, которые не получили призовые места: мы ждем вас в следующем году! Двери нашего университета всегда открыты всем, кто жаждет знаний и готов дерзать во имя науки!”, - сказал директор Института телекоммуникаций и космической инженерии Куаныш Алипбаев.
Жюри распределило призовые места следующим образом:
Номинация “Макет”
6-12 лет
1. Команда из Кызылорды;
2. Гимназия № 103;
3. Школа № 48.
13-16 лет
1. Мухамеджанов Абылайхан;
2. Школа № 78;
3. НИШ (Талдыкорган).
17 лет и старше
1. ЕНУ.
Номинация “Действующая модель/ изделие/ видеоролик”
6-12 лет
1. Школа № 48;
2. Команда из Атырау.
13-16 лет
1. НИШ ФМН и их проект “Дельта-2”;
2. НИШ ФМН и их проект “Самам”;
3. Команда из Калининграда.
17 лет и старше
1. КазНУ;
2. КазНИТУ;
3. АУЭС.
Номинация “Научно-исследовательский проект”
13-16 лет
1. Команда “Quantum”;
2. Гимназия имени А.М.Горького;
3. Школа-лицей № 8.
17 лет и старше
1. АУЭС;
2. Шымкентский Университет.
Сілтемені көшіру